ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ XIX — ХХ в.в

2npmpfhhwg4
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ДЕВОЧЕК

Что умела девочка 10 лет (без помощи взрослых), живущая в селе век назад:

— нянчиться с младшими братьями и сёстрами (кормить их, поить, пеленать, развлекать — с утра до вечера);
— принести дрова, очистить печь, топить её;
— принести воды из колодца;
— варить каши, печь блины, готовить овощи, стряпать пироги и другую выпечку, варить кисели;
— сбивать масло;
— накрывать на стол, мыть посуду;
— подметать пол, мыть и чистить лавки и пол;
— вытрясать и чистить половики;
— прясть, ткать, вышивать, вязать;
— стирать и полоскать бельё на речке, развешивать его;
— прибирать постель (в т.ч. вытрясать);
менять лучину, свечи, чистить керосиновую лампу;
— кормить и поить всех домашних животных и их детёнышей;
— собирать куриные яйца;
— доить корову;
— сажать, полоть и поливать огород;
— собирать в лесу ягоды, грибы, травы и сухие ветки;
— убирать урожай на огороде и в поле;
— пасти корову, козу, гусей, уток;
— возить на коне копны на сенокосе;
— удить рыбу….

И это ещё не всё! Некоторые детские обязанности непросто описать, потому что мы этого никогда не делали и даже не видели.

Например, девочка 10 лет помогала взрослым делать кизяки — специальное топливо для печки. Или трепала лён. Сновала — специально готовила нитки, из которых потом ткали. больше полсотни дел! не зря в народе говорят: «Дочке десять лет — матери дела нет». Это как в сказе Павла Бажова «Серебряное копытце» — Дед Кокованя взял к себе девочку Дарёнку. И она «в избе прибирала, похлёбку да кашу варила». А ведь её было «по шестому году» — то есть всего пять лет! Когда отправились дед с Дарёнкой в лес, она «узелок себе навязала. Лоскуточков взяла кукле платье шить, ниток клубок, иголку да ещё верёвку».
И не побоялась несколько дней жить одна в избушке…

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МАЛЬЧИКОВ

С 6 — 7 лет у ребенка появлялись устойчивые хозяйственные обязанности, при этом труд приобретал половое разделение: мальчик постепенно переходил в отцовскую трудовую сферу, его привлекали к мужским занятиям, девочку — к женским. Например, в Симбирской губ. в 6 лет мальчикам поручали таскать во время молотьбы снопы, в 8 — пасти лошадей, в 9-10 — бороновать, в 12 — пахать, а в 16-17 — косить.

Привлечение мальчиков к работе на земле было одним из наиболее важных моментов в передаче трудовых навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Не владея ими, подросток не смог бы стать полноправным членом деревенского сообщества. В русской традиции занятие землепашеством воспринималось как основа полноценного мужского статуса.

Становясь помощником отца, мальчик участвовал во всех его работах. При унавоживании земли: отец привозил навоз и раскидывал его большими кучами, сын растаскивал его по всему полю, а затем во время пахоты следил, чтобы комья земли и навоза не затрудняли работу плуга и не засыпали борозду. Отец поручал сыну и заборанивание поля после пахоты. Мальчик или вел под уздцы запряженную в борону лошадь, или ехал на ней верхом. Малолетних бороноволоков лошади возить было легче. Если земля была комковатой, отец усаживал сына поверх бороны, чтобы сделать ее тяжелее, а сам вел лошадь. К 10 — 12 годам мальчик-бороноволок уже брал на себя все заботы по боронованию поля. С 11 — 13 лет отец приучал мальчика к пахоте.

Вступление мальчика в трудовую жизнь семьи, овладение мужскими хозяйственными функциями, сопровождалось и обязательным привлечением его к заботе о лошадях: он задавал им корм, подавал напиться, летом гонял на реку на водопой. С 5 -6 лет ребенок обучался управлять лошадью, сидя на ней верхом. С 8 — 9 лет мальчик учился запрягать лошадь, управлять ею, сидя и стоя в телеге. В этом возрасте его уже посылали в ночное — летний ночной выпас табунов деревенских лошадей.

К 15 годам подросток перенимал все хозяйственные навыки, считался годным ко всякой мужской работе и если нанимался в работники, получал плату равную взрослой. Он считался правой рукой отца, заменой его в отлучках и болезнях.

#русская_культура #предки #история #быль #миргуслей #фольклор#этнография