Что угрожает детскому туризму?

avtobus

С 1 января 2017 г. вступает в силу пункт 3 Постановления Правительства РФ

от 17 декабря 2013 г. «О перевозке групп детей автобусами» в части «Правил, касающейся требований к году выпуска автобуса».

Туроператоры, работающие в сфере детского туризма, бьют тревогу. Под угрозой их бизнес, как следствие – планы школьников на путешествия в период учебного года, молот занесен и над внутренним туризмом, боязливо свернувшимся на наковальне в ожидании своей участи.

Попытаемся разобраться во всем без паники.

images-1

По мнению Правительства РФ ограничение сроков эксплуатации автобусов позволит ускорить обновление российского автопарка. Законопроект устанавливает также предельные сроки эксплуатации для автобусов. Так, в отношении автобусов для перевозки пассажиров, имеющих более восьми мест для сидения и максимальной массой не более 5 тонн, устанавливаются следующие сроки эксплуатации: 15 лет для перевозки взрослых туристов и 10 лет для перевозки детей. Стоило бы ударить по теме двойных стандартов и переспросить любящее государство: кто ему дороже профессионал сталелитейщик и бюджетник высшей категории оба в детородном возрасте или ребенок? Но мы люди серьезные. Да, и с такой логикой трудно спорить.  Административный штраф за нарушение предельных сроков эксплуатации может составить от 30 000 до 200 000 рублей.

Как это выглядит со стороны.

«Большая часть автопарка Российской Федерации – это модели, выпущенные в 70-х – 80-х гг. прошлого века, не отвечающие современным международным требованиям по техническому уровню и безопасности конструкции» – утверждают радетели за новый закон. Но на взгляд обывателя, привыкшего к подобным хау-ноу это означает буквально следующее –  закон прямо ударит по владельцам большей части автопарка РФ, и незаметно превратится в акцию против благополучия российского предпринимательства, но в поддержку банков, разношерстных кредитных организаций и крупных производителей транспортных средств.

Подобные вопросы должны решаться не запретом, а естественным и добровольным путем, и главным образом потому, что использование техники “преклонного возраста” определено именно отсутствием у предпринимателей необходимых ресурсов и поддержки со стороны государства, считают противники закона.

Согласитесь, не может не понравится финансово-экономическое обоснование проекта. “Принятие и реализация положений проекта … не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета”. Всегда бы так, как по маслу!

bez-nazvaniya

Последний гвоздь.

В Твери, насколько известно добросовестнее прочих трудятся только несколько туроператоров, чья деятельность напрямую связана с детским туризмом. Не густо. Только у них есть все разрешения, сертификаты, согласования с ГИБДД, другими серьёзными аббревиатурами и прочие документы, необходимые для работы с детьми.

  1. Они твердо знают, что к управлению автобусами, перевозящими детей, допускаются водители, которые имеют непрерывный стаж категории «D» не менее одного года и в течение последнего года не лишались прав и не подвергались административному аресту за нарушение ПДД.
  2. Что Положения Правил предусматривают возможность особого порядка допуска детей и сопровождающих в автобус, устанавливают требование о наличии схемы маршрута перевозки, а также определенного перечня документов необходимых для осуществления перевозки детей. Кроме того, в Правилах содержится требование о наличии в автобусе наборов пищевых продуктов в случае нахождения детей в пути следования более трёх часов, а также запрет на перевозку детей в возрасте до семи лет при нахождении в пути более четырёх часов.
  3. Что Правилами также установлено, что в ночное время (с 23 часов вечера до 6 часов утра) организованная перевозка группы детей допускается только к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, а также для завершения организованной перевозки группы детей при задержке в пути. По своей инициативе экскурсоводы одного тверского агентства прошли обучение в организации «Красный крест» курс оказания первой медицинской помощи и получили сертификаты международного образца. Сопровождение автомобилями ГИБДД осуществляется только в случае передвижения колонны в количестве трех и более автобусов, на основании предоставленной заявки.
  4. Они заключают договоры на осуществление организованной перевозки группы детей только с транспортными компаниями, использующими автобусы которые соответствуют требованиям к перевозкам пассажиров, допущены к участию в дорожном движении и оснащены тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
  5. Но теперь правде глаза. В настоящее время около 50 (технически исправных и обязательно проходящих проверку ГИБДД перед каждым выездом) туристических автобусов вывозят детей на экскурсии по территории Тверской области и по городам России. Только 5 автобусов из 50, выпущены из производства 5-7 лет назад и имеют возможность перевозить детей с 1 января 2017 г.

На территории города более 50 школ, это более 25000 учащихся.  Даже если эти автобусы будут работать по 365 дней в году, Тверской школьник сможет только 1 раз в 2 учебных года выехать на экскурсию. Но через 3-4 года и этих автобусов не будет, т.к. они не смогут отвечать требованиям Постановления Правительства. И тогда мы дружно распрощаемся с детским туризмом надолго, если не насовсем. А по факту накрывать «прощальную поляну» можно уже 1 января 2017 года под бой курантов.

 

Вопрос.

Если, как утверждают крючкотворцы, внесение изменений в данное Постановление не повлечет за собой расходов из Федерального бюджета, то откуда деньги, Зин? Средняя стоимость экскурсионного автобуса 10 млн. рублей. Через пять лет, купленный в кредит автобус придется продавать, дабы он не «состарился» на руках у транспортной компании и покупать новый. Итого каждая транспортная единица автоматически становиться тремя единицами с неблагополучной кредитной историей. Так как всем известно, что туристический бизнес сезонный и об окупаемости транспорта даже в сытые времена не заикались.

 

Как быть?

О покупке новых автобусов речи быть не может. Только постепенной обновление парков, 7-9% в год и то при хороших экономических условиях. Никто не говорит, что детей будут вывозить на «телегах». Автобусы, работающие в детском туризме, проходят тщательные проверки до выезда на экскурсию, во время движения по маршруту на постах ГИБДД. Безопасность в этом деле превыше всего. Надо разбираться с теми, кто слишком высоко сидит, далеко глядит и так далек от реальности – с теми, кто пишет такие законы по которым ни жить, ни существовать уже не представляется возможным. Государственная Дума у нас обновилась, может, и взгляд на вещи у нее теперь будет несколько иной?

Без оптимизма

Детские путешествия – развлечения, образование, повышение культуры и развитие интеллекта, возможность на все посмотреть своими глазами, потрогать своими руками и рассказать обо всем увиденном на чистом русском языке.

Тоже касается и спортивных секций, команд, регулярно выезжающих на межрегиональные и международные состязания, иных групп детского дополнительного образования: танцевальных коллективов, цирковых студий, школ искусств, музыкантов инструменталистов и хоровиков. Их занятия сведутся к следующему: радовать пап и мам, бабушек и дедушек на родных: паркете, льду, поле, сцене и тд. В зоне комфорта. В зоне комфорта, обозначенной им федеральным законодательством. Команда «место!» прозвучала.

Возможно уважаемому Правительству угодно усадить наших детей перед телевизорами? Тут пора призадуматься.

Юлия Архангельская

.